каталог статей

Каталог тематических статей

Бесплатный каталог статей

Исторические аспекты развития уголовного законодательства о взяточничестве

Главная | Закон и Право


Взяточничество распространено во все времена у всех народов в таком масштабе, что классики художественной литературы не могли обойти его своим вниманием. О взяточничестве писали Н.В. Гоголь "Ревизор", "Мертвые души", А.В. Сухово-Кобылин "Дело", Я.Б. Княжнин в знаменитой пьесе "Ябеда" от имени одного из своих героев сказал:

"Бери, большой тут нет науки,
Бери, что можно только взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать?"

Государство с помощью законов стремилось если не искоренить, то существенно ограничить это явление. Первоначально за взятки преследовали лишь представителей судебного ведомства. Причем кара за получение взятки была весьма высока. Так, согласно Геродоту персидский царь Камбис (600-559 г. до н.э.) казнил одного подкупленного судью и велел покрыть снятой с него кожей судейское кресло в назидание другим лицам, которые займут этот пост. По законам XII таблиц взяточники подлежали смертной казни.
Столь же сурово карали взяточников и на Руси, в ст. 4 Псковской грамоты 1397 г. говорилось, что при отправлении суда "тайных посулов (взяток) не имати ни князю, ни посаднику". В Судебнике 1497 года речь уже шла о запрете не только принимать, но и давать взятку.
Усиленную борьбу со взяточничеством вел Петр I. В годы его правления появляется термин "лихоимство", охватывающий как получение любого вида посулов, так и незаконные поборы и впервые устанавливается уголовная ответственность взяткодателей (лиходателей). Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержало широкий круг статей посвященных ответственности за взяточничество, понимаемое в то время как мздоимство и лихоимство (в литературе указывалось, что при мздоимстве лицо получает взятку за выполнение законных действий по службе, а при лихоимстве - за незаконные). В самостоятельные составы преступлений выделялись различные формы вымогательства взятки: получение ее под каким-либо прикрытием или сопряженное с выполнением должностным лицом действий в пользу третьего лица (не взяткодателя); содействие в даче или получении взятки, в том числе в виде посредничества (реального или мнимого). Была введена ответственность и за дачу взятки (мздодательство и лиходательство).
Масштабы взяточничества достигли такого размаха, что в XIX веке министр юстиции граф В.Н. Панин, оформляя дарственную на дом для дочери, лично вручил нужному чиновнику "подарок".
Борьбу со взяточничеством продолжило и Советское государство. 8 мая 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О взяточничестве", 16 августа 1921 года издают новый Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О борьбе со взяточничеством".
Хотя ряд советских авторов в своих работах отмечали, что взяточничество в основном присуще капиталистическим государствам, однако и в советском государстве это явление было очень распространенным. Мы думаем, будет уместно привести некоторые цитаты В.И. Ленина. Выступая с докладом в октябре 1921 года на II Всероссийском съезде политпросветов, В.И. Ленин отмечал: На мой взгляд, есть три главные врага, которые стоят сейчас перед человеком, не зависимо от его ведомственной роли, задачи которые стоят перед политпросветчиком, если этот человек коммунист, а таких большинство. Три главных врага, которые стоят перед ним, следующие: первый враг - коммунистическое чванство, второй - безграмотность и третий - взятка» или «...если есть такое явление, как взятка, если это возможно, то нет речи о политике. Тут еще нет даже подступа к политике, тут нельзя делать политики, потому что все меры останутся висеть в воздухе и не приведут ровно ни к каким результатам. Хуже будет от закона, если практически он будет применяться в условиях допустимости и распространенности взятки».
Дальнейшим этапом было принятие уголовных кодексов РСФСР 1922 и 1926 годов, которые содержали нормы, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки, хотя санкции были не велики. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года существенно увеличил их, вплоть до смертной казни для взяткополучателя.
В Казахстане до 1 января 1960 года борьба с должностными преступлениями, а следовательно и со взяточничеством, осуществлялись на основе уголовного законодательства, действующего на территории РСФСР. Важным событием в развитии уголовного законодательства Казахстана было принятие 22 июля 1959 года и введение в действие с 1 января 1960 года первого в его истории Уголовного Кодекса. Ответственность за должностные преступления, и частности за взяточничество, в нем предусмотрена ст. 143-149 Уголовного Кодекса Казахской ССР.
Взяточничество является одной из разновидностей коррупции. Это наиболее опасный вид должностного преступления. Опасность его обусловлена тем, что оно нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений (чаще всего с хищениями). Посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, взяточничество к тому же подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти и управления, ведет к нарушениям принципа справедливости.
Властные и служебные полномочия, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большой легкостью совершать преступления, ставя других лиц в беззащитное по отношению к ним положение. Взяточник может опозорить, поставить под сомнение честность многих должностных лиц, вызвать недоверие не только к ним, но и в целом к государству.
С коррумпированным поведением чиновников пытаются вести борьбу даже на международном уровне. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка сказано, что «хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».
В широком смысле слова коррупция - это социальное явление, поразившее государственный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выражение государственно-властных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.
С обретением Казахстаном суверенитета и становлением его как независимого государства проблемы борьбы с коррупцией не отошли на второй план, а встали в разряд первоочередных задач политики государства по борьбе с преступностью.
О коррупции как особо опасном явлении в нашей Республике стали особенно часто говорить, начиная с 1991 года. В то время был принят известный Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 года. В этом Указе отмечается, что «в Республике усиливается криминальный профессионализм, преступность приобретает организованный характер, получает распространение международные связи преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами».

«Коррупция» понятие социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление.

Уголовный закон устанавливает ответственность за конкретный акт преступного поведения, в котором явление выражается.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией отмечается, что «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Из этого определения видно, что взяточничество, как и любое другое преступление должностных лиц, совершенное с целью получения любых незаконных выгод для себя и других, входит в понятие коррупции. Оно проявляется под видом совместительства в коммерческих структурах и участия в руководстве этими организациями, когда создаются условия для различного покровительства такой деятельности, использования служебного положения в процессе приватизации и разгосударствления, незаконная передача из корыстных побуждений коммерческим структурам различных объектов по низкой цене, выдача незаконных кредитов и ссуд, использование в личных или групповых интересах, служебных помещений, транспортных средств, связи, компьютерной техники и государственного имущества, денежных средств, незаконное лицензирование соответствующей деятельности, оформление договоров об аренде и т.п. Президент Республики Н.А. Назарбаев настаивал на радикальных мерах борьбы с преступностью, особенно со взяточничеством: «Социально опасные масштабы приобретает взяточничество, - отметил в своем выступлении Президент страны. - Взятку берут за все - за отвод земли, перерегистрацию коммерческих структур, освобождение от военной службы, сокрытие доходов от налогообложения, за перевод денежных средств со счетов в наличные, пересечение таможенной границы, содействие в приватизации, наконец, за протекцию перед начальством».

Важность решения задачи борьбы с коррупцией отмечается и в Послании Президента страны народу Казахстана. Вот некоторые выдержки из него: «Привычки к вмешательству во все дела, ненужный и вредный ореол таинственности, приводящий к укрытию информации от общества, ведомственность и местничество, кумовство и групповщина, коллективная безответственность серость и безинициативность, неадекватное и многоступенчатое построение, коррупция - вот тот далеко не полный букет «качеств нашей бюрократии воспитанной прежним режимом, и явно проявившийся в последние годы, перешедших из скрытой формы в открытую»; «...рост благосостояния людей должен быть основой всей нашей повседневной работы, а борьба с коррупцией - решительной». Следующим шагом в осуществлении политики государства по борьбе с коррупцией и взяточничеством явились принятые 16 июля 1997 года и введенные в действие с 1 января 1998 года Нового Уголовного Кодекса Республики Казахстан и принятые 2 июля 1998 года Закона «О борьбе с коррупцией». В настоящее время широко распространены такие формы взяточничества, как дача - получение взяток путем выплаты незаконных премий, материальной помощи, оплата должностным лицам или членам их семей за якобы выполняющуюся работу по совместительству, фиктивному трудовому соглашению, контракту, оплата транспортных расходов за деловые поездки и т.п.
Взяточничеством, как свидетельствует изучение материалов следственно-судебной практики Республики Казахстан, поражены в основном работники таможенных органов, налоговой инспекции, правоохранительных органов, работники кредитно-финансовой системы, органов государственной власти и управления.
Действующий Уголовный Кодекс Республики Казахстан внес существенную новизну в законодательную регламентацию ответственности за взяточничество. Следует отметить, что под понятием «взяточничество» понимается три самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 146 Уголовного Кодекса Казахской ССР); дача взятки (ст. 147 Уголовного Кодекса Казахской ССР); посредничество во взяточничестве (ст. 146-1 Уголовного Кодекса Казахской ССР) и соответственно (ст.311, 312, 313 Уголовного Кодекса Республики Казахстан).
В этой связи необходимо отметить, что в юридической литературе нет единства во взглядах на определение понятия взяточничества. Иногда им определяется только получение взятки, а иногда - получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве, а на пример по Уголовному Кодексу Украинской ССР в самостоятельный состав выделялась еще и провокация взятки. Взгляды ученых можно свести в основном к трем точкам зрения.
Одни из авторов не признают дачу взятки в качестве самостоятельного состава преступления и считают ее соучастием в получении взятки. При этом некоторые из сторонников этой точки зрения считают дачу и получение взятки необходимой формой соучастия.
Сторонники второй точки зрения рассматривают дачу-получение взятки как единый сложный состав преступления. Свою точку зрения они аргументируют следующим. Без дачи взятки не может иметь место и получение взятки и наоборот. Дача взятки, таким образом, является не факультативным, привходящим моментом в получении взятки, а обязательным, конститутивным. Дача и получение взятки рассматривается как единое сложное преступление, действие которого состоит из двух необходимых, взаимосвязанных элементов - дачи и получения взятки, первый из которых выполняет взяткодатель, второй - взяткополучатель. Следовательно, дача и получение взятки являются двумя сторонами одного и того же преступления –взяточничества.

Другие авторы утверждают, что дача и получение взятки являются самостоятельными преступлениями.

На наш взгляд, более обоснованна именно последняя точка зрения, находящая подтверждение, прежде всего, в уголовном законе, который предусматривает каждое из этих посягательств в отдельной норме и тем самым рассматривает их как самостоятельные преступления. Подтверждением этому служит и различная характеристика действий для каждого из них, разное содержание умысла, и наконец не совпадающие признаки их субъектов.
В теории некоторые трудности вызывал вопрос о том, что дача взятки и посредничество во взяточничестве не являясь собственно должностными преступлениями все же включены в главу должностных преступлений. Профессор Шаргородский в своей монографии «Уголовный закон» писал, что «взяткодательство как не должностное преступление также следует поместить в главе о преступлениях против порядка управления как посягательство на деятельность государственного аппарата». Однако, сегодня законодатель четко подходит к разрешению этого вопроса. Поскольку дача взятки и посредничество во взяточничестве необходимо связаны с получением взятки и посягают на один и тот же родовой объект (интересы государственной службы - глава 13 Уголовного Кодекса Республики Казахстан), помещение их в одну главу Уголовного Кодекса обосновано, и рассмотрение ряда их особенностей и вопросов квалификации уместно именно в данном разделе.


Copyright © 2009 Каталог тематических статей: Закон и ПравоArticles-Directory.narod.ru
Разрешена републикация материалов только с указанием прямой ссылки на сайт Articles-Directory.narod.ru
Hosted by uCoz